МБОУ "ЦО "Перспектива"
Старооскольский городской округ
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В семье родился малыш с ограниченными возможностями здоровья (генетические заболевания, детский церебральный паралич, патологии развития внутренних органов и др.). Что может сравниться с горем родителей, которые столкнулись со страшной реальностью – у их ребенка нарушение развития?!

    Горечь потери «идеального» ребенка, которого ожидали родители, беспокойство по поводу состояния здоровья малыша и его будущего, разрыв социальных связей, боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка – вот далеко неполный перечень проблем, встающих перед такой семьей. И зачастую психологическая помощь требуется не ребенку, а близким ему взрослым, переживающим чувство вины, беспомощности, пытающимся отрицать очевидное.

    Традиционно работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей.

    Динамика переживаний матери, узнавшей о рождении необычного ребенка, в основном совпадает с классическим описанием этапов (фаз) прохождения стресса при потере родного человека. Фактически она и переживает потерю ребенка, о котором мечтала.

    В первый момент женщина испытывает шок, который характеризуется потерей ориентации, а в ряде случаев – и спутанностью сознания. На данном этапе важна поддержка близких людей, пребывание рядом с новорожденным ребенком.

    Впоследствии наступает реактивная фаза, получившая название из-за появления разного рода реакций на происходящее (плач, гнев, поиск виноватых, самообвинение). Главное в оказании помощи на этом этапе – сочувствие и поддержка матери, причем в основе поддержки должно лежать признание за женщиной права на такую реакцию.

    Следующая фаза – адаптивная. Начинается процесс привыкания родителей к ситуации. Главное на этом этапе – принятие ребенка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.

    Далее наступает фаза реорганизации, которая характеризуется активными действиями родителей по изысканию ресурсов для организации нормального существования в реальной ситуации. На этой стадии происходит изменение стереотипов, свойственных данной семье, что способствует появлению более активной социальной позиции.

    Работа специалиста на двух последних этапах – адаптации и реорганизации – составляет основу социально-психологической поддержки семьи. Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов показал, что наилучшие результаты в развитии детей с ОВЗ достигаются при таком взаимодействии с семьей, когда она обеспечивается долговременной и многосторонней поддержкой.

    Главной целью работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, должно стать формирование положительных установок у родителей, стимуляция социальной активности и гармонизация эмоционального фона.

    При этом необходимо выделить основные направления работы:

    Самое важное – это формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности. Психологический портрет родителей «особого» ребенка характеризуется выраженной высоким уровнем тревожности, слабостью эмоциональных структур, социальной робостью, заниженной самооценкой. Почти все испытывают выраженные чувства вины и стыда перед детьми и перед членами семьи.

    Не менее важно развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров. Необходимо помочь родителям лучше узнать себя, найти гармонию с самим собой. В результате самоисследования и самопознания родители получают более точное представление о себе, что позволяет меньше зависеть от оценивания другими людьми.

    Следующий этап работы – это оптимизация детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя». Л. Ю. Панариной была предложена система коррекционно-психологической поддержки, направленной на воспитание адаптивного стиля взаимодействия матерей с младенцами с синдромом Дауна. Работа осуществлялась в два этапа. Первый этап был посвящен психотерапевтической работе с матерями, которая проводилась в форме психодрамы. Этот вид помощи был направлен на преодоление негативных последствий первой медицинской консультации (которая, как правило, приводила мать к сильнейшему стрессу) и формирование у нее положительного образа ребенка. Второй обучающий этап проводился на фоне положительных сдвигов в восприятии матерью ее ребенка, когда, собственно, и осуществлялось формирование адекватных отношений в диаде «ребенок-взрослый».

    Далее необходимо формирование внутрисемейной системы поддержки и гармонизация супружеских отношений. Работая с матерями, психолог опосредованно должен воздействовать на всех членов семьи.

    И в заключении - совершенствование коммуникативных форм поведения. Для всех без исключения родителей «особых» детей характерна повышенная ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.

    Реализация социально-психологической поддержки семьи, имеющей ребенка с особым ребенком может осуществляться через разнообразные формы работы. Это может быть вовлечение семьи в группы взаимной поддержки (родительские клубы, тренинги). Групповая работа позволяет родителям устанавливать новые социальные связи, получать поддержку других родителей и психолога, развивать чувство доверия.

    Не менее актуально индивидуальное психологическое консультирование. В процессе консультирования психолог предлагает помощь в виде обучения приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях.

    Семейное психологическое консультирование прежде всего направлено на формирование  полного принятия ребенка всеми членами семьи, на установление помогающих взаимоотношений, кооперативности в решении возникающих проблем.

     Очень важная форма работы с такой семьей – это организация совместных праздников и досуга. Данная форма работы с семьей влияет на общий эмоциональный фон и помогает избежать социальной изоляции.

    Важно отметить, что семьи с особыми детьми могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Такая семья становится дисфункциональной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье». От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение таких задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.

    Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями чтобы дети имели возможность общаться друг с другом. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, интеллектуальных, психических и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

    Инклюзивное образование:

    • все дети разные;
    • все дети могут учиться;
    • есть разные способности, разные этнические группы;
    • разный рост, возраст и т.д.

    Система адаптируется к потребностям ребенка. Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшении числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в которой имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников.

    Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, которые будут более гибкими для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В МБОУ "ЦО "Перспектива" в 2021-2022 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специально оборудованных учебных кабинетах.
    По мере необходимости, учебные кабинеты будут оборудованы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie