В семье родился малыш с ограниченными возможностями здоровья (генетические заболевания, детский церебральный паралич, патологии развития внутренних органов и др.). Что может сравниться с горем родителей, которые столкнулись со страшной реальностью – у их ребенка нарушение развития?!
Горечь потери «идеального» ребенка, которого ожидали родители, беспокойство по поводу состояния здоровья малыша и его будущего, разрыв социальных связей, боязнь не справиться с воспитанием «особого» ребенка – вот далеко неполный перечень проблем, встающих перед такой семьей. И зачастую психологическая помощь требуется не ребенку, а близким ему взрослым, переживающим чувство вины, беспомощности, пытающимся отрицать очевидное.
Традиционно работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей.
Динамика переживаний матери, узнавшей о рождении необычного ребенка, в основном совпадает с классическим описанием этапов (фаз) прохождения стресса при потере родного человека. Фактически она и переживает потерю ребенка, о котором мечтала.
В первый момент женщина испытывает шок, который характеризуется потерей ориентации, а в ряде случаев – и спутанностью сознания. На данном этапе важна поддержка близких людей, пребывание рядом с новорожденным ребенком.
Впоследствии наступает реактивная фаза, получившая название из-за появления разного рода реакций на происходящее (плач, гнев, поиск виноватых, самообвинение). Главное в оказании помощи на этом этапе – сочувствие и поддержка матери, причем в основе поддержки должно лежать признание за женщиной права на такую реакцию.
Следующая фаза – адаптивная. Начинается процесс привыкания родителей к ситуации. Главное на этом этапе – принятие ребенка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.
Далее наступает фаза реорганизации, которая характеризуется активными действиями родителей по изысканию ресурсов для организации нормального существования в реальной ситуации. На этой стадии происходит изменение стереотипов, свойственных данной семье, что способствует появлению более активной социальной позиции.
Работа специалиста на двух последних этапах – адаптации и реорганизации – составляет основу социально-психологической поддержки семьи. Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов показал, что наилучшие результаты в развитии детей с ОВЗ достигаются при таком взаимодействии с семьей, когда она обеспечивается долговременной и многосторонней поддержкой.
Главной целью работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, должно стать формирование положительных установок у родителей, стимуляция социальной активности и гармонизация эмоционального фона.
При этом необходимо выделить основные направления работы:
Самое важное – это формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности. Психологический портрет родителей «особого» ребенка характеризуется выраженной высоким уровнем тревожности, слабостью эмоциональных структур, социальной робостью, заниженной самооценкой. Почти все испытывают выраженные чувства вины и стыда перед детьми и перед членами семьи.
Не менее важно развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров. Необходимо помочь родителям лучше узнать себя, найти гармонию с самим собой. В результате самоисследования и самопознания родители получают более точное представление о себе, что позволяет меньше зависеть от оценивания другими людьми.
Следующий этап работы – это оптимизация детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя». Л. Ю. Панариной была предложена система коррекционно-психологической поддержки, направленной на воспитание адаптивного стиля взаимодействия матерей с младенцами с синдромом Дауна. Работа осуществлялась в два этапа. Первый этап был посвящен психотерапевтической работе с матерями, которая проводилась в форме психодрамы. Этот вид помощи был направлен на преодоление негативных последствий первой медицинской консультации (которая, как правило, приводила мать к сильнейшему стрессу) и формирование у нее положительного образа ребенка. Второй обучающий этап проводился на фоне положительных сдвигов в восприятии матерью ее ребенка, когда, собственно, и осуществлялось формирование адекватных отношений в диаде «ребенок-взрослый».
Далее необходимо формирование внутрисемейной системы поддержки и гармонизация супружеских отношений. Работая с матерями, психолог опосредованно должен воздействовать на всех членов семьи.
И в заключении - совершенствование коммуникативных форм поведения. Для всех без исключения родителей «особых» детей характерна повышенная ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.
Реализация социально-психологической поддержки семьи, имеющей ребенка с особым ребенком может осуществляться через разнообразные формы работы. Это может быть вовлечение семьи в группы взаимной поддержки (родительские клубы, тренинги). Групповая работа позволяет родителям устанавливать новые социальные связи, получать поддержку других родителей и психолога, развивать чувство доверия.
Не менее актуально индивидуальное психологическое консультирование. В процессе консультирования психолог предлагает помощь в виде обучения приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях.
Семейное психологическое консультирование прежде всего направлено на формирование полного принятия ребенка всеми членами семьи, на установление помогающих взаимоотношений, кооперативности в решении возникающих проблем.
Очень важная форма работы с такой семьей – это организация совместных праздников и досуга. Данная форма работы с семьей влияет на общий эмоциональный фон и помогает избежать социальной изоляции.
Важно отметить, что семьи с особыми детьми могут функционировать так же, как обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Такая семья становится дисфункциональной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье». От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.